SCARA REGIS
 
 

АвторСообщение





ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.08 12:49. Заголовок: Одежда нормандской женщины конца 11 начала 12-х веков. Перевод.


Одежда нормандской женщины в конце 11, начале 12-го веков.
Перевод выполнен Ольгой Шкребец (Gwenn) и Величко Екатериной (Claire)
со статьи Sarah Doyle 1999 года.
Недавно меня попросили написать статью об одежде нормандской женщины конца 11-го - начала 12-го веков, в частности периода, следующего за завоеванием. Я думала, что будет невероятно трудно найти иллюстрации в доказательство своих предположений. Тем не менее, когда я приступила к серьёзным поискам, иллюстрации нашлись в самых необычных местах, включая скандинавскую резьбу.
Однако сначала необходимо рассмотреть проблему поиска сведений о женской одежде в рукописях. В этот период большинство рукописей писались и иллюстрировались монахами, именно поэтому во многих из них изображены Дева Мария и другие библейские персонажи. Учитывая то, что женщины не были персонажами Библии, можно предположить, что изображённые в рукописях женщины носят одежду самых верхних сословий. Можно также спросить, видели ли монахи женщин, одетых по последней моде? Скажем так, они не жили в монастырях постоянно, должны были время от времени ходить на рынок, чтобы купить продукты, которые не выращивали сами. Некоторые монахи были капелланами лордов поместья, некоторые следовали за женщинами в церковных процессиях, хотя и не предполагается, что ни должны были обратить внимание на то, во что одеты люди. Эти факты говорят о том, что монахи могли хотя бы на расстоянии видеть богато одетых женщин. Тем не менее, монахи также славились своим усердием в копировании античных манускриптов, и возможно, они заимствовали фасоны одежды оттуда. Поэтому нужно быть особо осторожными в использовании иллюстраций из рукописей при исследовании женской одежды.
Итак, каковы мои предположения? Платья были относительно прилегающими и шились с длинными свисающими рукавами. Моим отправным пунктом была иллюстрация с которой, я уверена, большинство из вас знакомы. Это иллюстрация из Гобелена из Байо (рис. 1 (внизу). Здесь мы видим Эльфгиву, носящую сравнительно прилегающую модель платья со стандартным платом и довольно длинными рукавами. Хотя гобелен и был заказан церковью, вышит он был женщинами (англичанки это были или нормандки – к обсуждению это имеет мало отношения), поэтому можно с большой уверенностью утверждать, что Эльфгива одета по моде того времени. К несчастью, гобелен не показывает нам детали платья. Однако во многих других манускриптах видно, что по контуру рукава были окантованы полоской ткани, по цвету контрастной ткани платья, и вывернуты наружу, чтобы контраст был заметен. По своему опыту я могу сказать, что проще всего достичь этого, окантовав рукав полностью. Обычно изображались рукава длиной до колена, но встречаются и такие, что фактически достают до пола. Однако, такая длина, скорее всего, позволительна была только королеве, поскольку большое количество ткани, затраченной на такие рукава, было не по карману большинству женщин. Кстати, хочу отметить, что для данного периода нет подтверждения, что рукава завязывали узлом на конце.
По каким-то причинам, возможно из-за смены правящего класса, существует очень мало рукописей, датированных 1066-1100 годами. Однако я посмотрела рукописи, сделанные до завоевания и спустя примерно 40 лет после 1100г. Точно можно сказать, что то, что было модно в 11 веке, носили и в 12-м. (рис. 2 (внизу)). К примеру, я обнаружила изображения накидок вплоть до конца 12-го века: плат-капюшон, который появился в большинстве рукописей, созданных до Завоевания, сохраняется как раз до этой даты. Вторая иллюстрация из псалтыря Эдвина (середина 12-го века) показывает женщин, носящих одежду со смешанным фасоном 11-го и 12-го веков.
В Псалтыре Эдвина так же содержит изображения несколько других фасонов, не похожих на то, что мы обычно видим. Вторая женщина слева носит стандартное платье и накидку, однако её плат отличается от всех увиденных ранее. Похоже, что это кусок материи, плотно обёрнутый вокруг головы и приколотый брошью или булавкой к виску или чуть выше. Женщина, стоящая на коленях у станка также имеет нестандартные рукава. Они шире, чем обычные, но не такие длинные как рукава, вышитые на Гобелене из Байо. То же самое мы видим на небольшой иллюстрации девы (Девы Марии) из календаря 1120-1140 года, и на резьбе раннего 12-го века из церкви в Forshem в Швеции (рис. 3 (внизу)). Хоть эта резьба и из Скандинавии, рукава очень похожи на те, что в календаре. Эта резьба, возможно, показывает и юбку, сделанную из отдельного куска ткани. Такой фасон не появится в Британии еще, по крайней мере, 100 лет. Я пробовала работать в платье с рукавами такой длины, и оказалось, что они не путаются при выполнении работы. Конечно, нужно быть аккуратной, работая у огня, но, тем не менее, они весьма практичны. Я думаю, что такие рукава были для повседневной носки, а длинные – на особый случай.
Итак, это основные фасоны одежды, но могли ли в них быть какие-то изменения? В 12-ом веке стало модным носить плат, открывающий шейный вырез (рис. 4 (справа)). Этот стиль (1130-1140гг), как плат-капюшон, не имеет полоску ткани для того, чтобы плат держался на голове, поэтому, возможно, они прикалывались к невидимому чепцу или сетке для волос. Вполне возможно воссоздать такой образ с помощью полукруглого плата, который прикалывался для создания складок, которые обычно видны на изображениях. Скорее всего, это предшественники покрывал, которые появились к концу 12-го века, но у меня нет подтверждения из источников 11 века, что такие платы носились в 11-м веке. Как установлено, платы 11-го века не имели лент для удержания ткани на голове. Я, поддерживая эту версию, не нашла в рукописях также и подтверждение тому, что носились металлические ободки, которые часто изображаются в фильмах.
В The St. Anne Bury Bible (рис. 5 (слева)) 1130 года мы видим женщину с очень странным платом, который завязан узлом. Мне пока не удалось ничего выяснить о нём, но если у вас появится идеи, сообщите мне, пожалуйста. На этой иллюстрации мы также видим нижнее платье. Кажется, оно сделано из тонкой белой ткани, и не имеет складок на рукавах, которые характерны для саксонского костюма.
В большинстве иллюстраций нет подтверждения тому, что существовал ремень или пояс. В некоторых случаях любой ремень или пояс попросту не видны, поскольку носится плат или накидка. На некоторых изображениях на первый взгляд, кажется, есть что-то, повязанное вокруг талии, но этому может найтись другое объяснение. В 4-ой иллюстрации, к примеру, мы видим что-то вокруг талии, спадающее вниз на передней части платья. Тем не менее, при ближайшем рассмотрении, украшения на рукавах и кромке платья кажутся абсолютно идентичными украшениям на «поясе». Единственный найденный мною пример был в иллюстрации из Винчестерской Библии примерно 1180 года. Многие говорят, что у них есть подтверждение существования поясов, однако пока я не увижу их, я буду стоять на своём.
В рукописях с изображениями женщин, не носящих накидку, можно получить примерное представление о вырезе для горла. Конечно же, нормандские женщины были достаточно богаты, чтобы иметь кормилицу для детей, поэтому не было необходимости в вырезе, дававшем доступ к груди. Все вырезы на горловине имеют небольшой разрез, по длине идентичный вырезам на мужских верхних платьях. Они могут быть закреплены брошью, как на рисунке 6, изображающем свадьбу будущей королевы Матильды с Генрихом V, 1114 год, или просто оставлены нескреплёнными. (рис. 4). В последнем случае вполне возможно, что это ложный вырез, имитация разреза, сделанный просто для красоты. Во всех случаях, где видно вырез, он украшен, даже если это просто полоска ткани другого цвета, пущенная по краю. (рис. 7 (слева)).
Всё же, как нам достичь того, чтобы платье прилегало? К счастью, сохранилась одна рукопись, которая показывает нам метод приталивания ткани. Это Евангелие Юдифи (the Gospel of Judith of Flanders) (рис. 8 (справа)), датированное 1050 г. Оно очень ясно показывает нам длинные рукава, нижнее платье с узким рукавом и крепление сбоку. Мы видим, что это крепление – прямоугольник ткани, из которого снизу выходят складки. Поговорив с другой швеёй, мы пришли к выводу, что чтобы сделать что-то подобное, нужно два прямоугольных (или квадратных) куска ткани, которые были прикреплены к внешней и внутренней стороне платья. Они могли быть пришнурованы или сшиты вместе, чтобы стянуть ткань на талии.
Однако, есть и другие способы приталить платье. Я сделала умеренно прилегающее платье из шерсти, которая сама по себе очень эластична. Я сшила его как обычное платье, затем просто немного ушила по бокам, так чтобы можно было спокойно одеть и снять его. Кроме того, могли использоваться небольшие петельки, которые зашнуровывались. Мы знаем, что одежда с петельками использовалась в период до завоевания. Такие образцы ткани были найдены в Llangorse Crannog, в Северном Уэльсе. Однако здесь петли могли использоваться для прикрепления плаща к платью. Петли были усилены с другой стороны платья, чтобы они выдержали лишний вес. Если они выполняли данную функцию, то я не вижу причин, по которым они не могли бы стягивать платье по бокам. Чтобы испробовать этот метод, нужно сшить платье, которое будет плотно прилегать на груди, а затем пришить петельки по бокам, чтобы стянуть платье на талии. Это позволит вам добиться таких же складок, какие видны на картинках в рукописях. Кроме того, вы могли бы разрезать шов сбоку вплоть до верха бедра и использовать шнуровку, чтобы закрыть разрез. Последний метод был, вероятно, наиболее частым в употреблении и имеет подтверждение на нескольких иллюстрациях. Тут тот, кто носил одежду, скорее всего, сшивал её на себе на целый день и распарывал швы вечером. Есть более поздние упоминания о людях (включая мужчин), которым приходилось распарывать одежду, поскольку они затягивали затягивали её так, что с трудом дышали. Есть ещё один метод, но я не думаю, что он использовался – стягивание петель с изнанки. В иллюстрациях, подтверждающих это, линии натяжения идут как раз на талии. Если одежда была с петлями с изнанки, то и складки от натяжения ткани должны идти вокруг и вверх по телу.
Так как мы не имеем археологических находок платья для данного периода, остаётся только догадываться, как всё это делалось. Вполне правдоподобно, что платье, состояло из единого куска ткани, в две длины изделия. Есть поздний образец из Гренландии, по которому видно, что платье делалось, по меньшей мере, из 10-ти кусков ткани, но это уже относится к позднему 13-му, 14-му векам, поэтому мы можем исключить этот вариант из рассмотрения. Тем не менее, множество рукописей показывают, что юбка состояла из довольно большого количества материи, так что, что в платье могут вставляться клинья по бокам и, вполне возможно, спереди и сзади. Что касается материала, из которого шились платья – что ж, просто представьте, каково было сидеть и вышивать в продуваемом насквозь зале замка или помещичьем доме. Кажется, что норманны больше внимания уделяли качеству и богатству ткани, чем богатым украшениям. Даже на иллюстрации свадьбы Матильды (рис. 6) украшения достаточно скромные. Наиболее популярна должна была быть ткань, украшенная узором, такая как, к примеру, тонкое сукно. Шёлк встречался всё ещё довольно редко. В середине 12-го столетия епископ Генрих из Блуа (епископ Винчестерский) был похоронен в шёлковом платье, но он был родственником короля, и это можно считать скорее исключением, нежели правилом. Я думаю, что шёлк использовался лишь для отделки и головных уборов.
В заключение, что мы можем сказать об одежде нормандки? Мы можем сказать, что в особых случаях, например при визите королевского двора, она носила полуприлегающее платье с длинными ниспадающими рукавами и головной убор. Однако, для ежедневной носки и работы она могла надеть менее прилегающее платье с менее длинными рукавами. Но такие платья, всё же, носились людьми из верхних сословий, которые не приходилось работать каждый божий час, чтобы свести концы с концами. В такой одежде можно было выполнять только работу, подходящую по рангу: вышивание, шитье, изготовление гобеленов. Имеется также очень скудное подтверждение существования поясам, но платья такого типа прекрасно выглядят и без них.
Наконец, если у вас имеется какая-либо информация по данному вопросу, которую я не включила в статью, или доступ к источникам, которые показывают что-то иначе, чем другие, то я буду рада, если вы ей со мной поделитесь. E-mail - sarah.doyle@virgin.net

Изобразительные источники:

Рисунок 1. – миниатюра с Гобелена из Байё 1080 г.
Рисунок 2. – Псалтырь Эдвин 12 век.
Рисунок 3 - Carving from Forshem Church, Sweden начало 12-го века
Рисунок 4 - Florence & John of Worcester Chronicle 1130-1140 гг.
Рисунок 5 - St. Anne Bury Bible 1130
Рисунок 6 – Свадьба Матильды и Генри V 1114 г.
Рисунок 7 - Gospels, Pembroke College, Cambridge 1130-1140 гг.
Рисунок 8 - Gospels of Judith of Flanders 1050 г.


„ПОПСА:Музыкальные произведения, рaссчитанные на нетребовательных слушателей, малокультурную молодёжь.“ Ожёгов С. И., Шведова Н. Ю.2004 Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 28 [только новые]







ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.08 12:52. Заголовок: Приложение: http://s..


Приложение:

рис 1




рис. 2


рис. 3


рис.4


рис.5


рис.6


рис.7


рис.8




„ПОПСА:Музыкальные произведения, рaссчитанные на нетребовательных слушателей, малокультурную молодёжь.“ Ожёгов С. И., Шведова Н. Ю.2004 Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 15.12.08 19:53. Заголовок: Клари, ты помнится п..


Клер, ты помнится про вышивку спрашивала, вот, наслаждайся. ;)
http://image.ox.ac.uk/images/bodleian/ms.auct.f.2.13/10r.jpg (2.3 Mb)
Англия, сер. 12-го века.

Быдло с Гопланда... Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





ссылка на сообщение  Отправлено: 16.12.08 11:21. Заголовок: von Folkung, я предп..


von Folkung, я предпочитаю, чтобы моё имя читали как Клер, тем более что по-французски оно именно так и звучит :)
За ссылку - спасибо! И ещё вопрос - помнится мне, вы обещали дать мне текс, по которому ясно, что блио шилось исключительно изо льна(обшивалось шёлком), а шенс из тонкого сукна или из шёлка :) Мне почему-то кажется, что археологическая находка МУЖСКОГО блио на ИСПАНИЮ не даёт везкой причины так думать :)

„ПОПСА:Музыкальные произведения, рaссчитанные на нетребовательных слушателей, малокультурную молодёжь.“ Ожёгов С. И., Шведова Н. Ю.2004 Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





ссылка на сообщение  Отправлено: 17.12.08 17:32. Заголовок: http://jillwheezul.l..


http://jillwheezul.livejournal.com/tag/hose

"English Norman period men and women's hose (chausses)"
Статья о мужских и женских шоссах , на английском. Со ссылками на фотографии арх. находок. Кто умеет и кому интересно, может перевести и донести до неграмотных)))

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





ссылка на сообщение  Отправлено: 18.12.08 12:54. Заголовок: Всегда готова... :s..


Всегда готова...

Пусть лошадь думает-у неё голова большая... Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





ссылка на сообщение  Отправлено: 19.12.08 00:51. Заголовок: Claire пишет: Одежд..


Claire пишет:

 цитата:
Одежда нормандской женщины в конце 11, начале 12-го веков.
Перевод выполнен Ольгой Шкребец (Gwenn) и Величко Екатериной (Claire)


Спасибо! Хорошая статья)

Mon Dieu, madame et mon roi Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





ссылка на сообщение  Отправлено: 19.12.08 15:34. Заголовок: спасибо Саре, котора..


спасибо Саре, которая не поленилась её написать)

„ПОПСА:Музыкальные произведения, рaссчитанные на нетребовательных слушателей, малокультурную молодёжь.“ Ожёгов С. И., Шведова Н. Ю.2004 Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 30.12.08 15:23. Заголовок: Claire Не знаю подой..


Claire Не знаю подойдет тебе или нет, тут шитье бисером http://old.medievalbeads.com/docs/docs-12th.shtml

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 30.12.08 15:41. Заголовок: Вообще на тгороде ес..


Вообще на тгороде есть много чево, ток там в основном на более позднее время
http://www.bildindex.de/bilder/MI07917f01b.jpg

 цитата:
http://www.bildindex.de/bilder/oe00122b13a.jpg
Миниатюра 12 века, из монастыря Св. Петра, Зальцбург, Австрия. Вроде Рождество Богородицы. 4 женщины в блио.
http://www.bildindex.de/bilder/oe00122b14a.jpg
Миниатюры из того же манускрипта. Кстати, тоже есть женщина в блио, довольно известное изображение. А также многофигурная сцена с царем Соломоном.


В общем полазь сама может че интересного нароешь...
http://www.tforum.info/forum/index.php?s=97acac13678c0065ccb6f9f228354e33&showtopic=1645&st=20


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.09 12:06. Заголовок: мне вот интересно, п..


мне вот интересно, посоветуйте где можно подсмотреть как смастерить платье,
точнее полностью костюм, хочу тож поучавствовать.
летом знаю выезжают за утесное, а чем там девушки занимаются???

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





ссылка на сообщение  Отправлено: 16.02.09 12:31. Заголовок: камиза - http://www...


камиза - http://www.diary.ru/~Ancotir/p56044132.htm#more1
шенс, блио - http://www.diary.ru/~Ancotir/p56044219.htm#more1
о девушках в нашем клубе http://scararegis.borda.ru/?1-3-0-00000048-000-0-0-1229669465

а вообще, лучше прити к нам на тренировки или собрания, мы подробнее всё объясним.
Центр детского творчества (старая школа №25) 18.00 кабинет №8 по вторникам и четвергам.
Тимирязева 33 (корпус нач.фака УГПИ) спорт.зал на втором этаже - 20.00 пятница.

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно не мало,
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало ешь,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало...(Омар Хайам)
Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





ссылка на сообщение  Отправлено: 20.05.09 04:29. Заголовок: А можно я эту статей..


А можно я эту статейку украду к нам на сайт? С указанием авторства естествеено)

Mon Dieu, madame et mon roi Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





ссылка на сообщение  Отправлено: 20.05.09 17:58. Заголовок: можно..


можно

Если возжелает человек совершить обряд очищения своего кишечника, он возьмёт две руки, возьмётся ими за пояс одежды, облегающей его ноги, и лёгким движением потянет его вниз, дабы присесть и не пачкать полотно. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 05.02.10 21:05. Заголовок: Здравствуйте, хотело..


Здравствуйте, хотелось бы поинтересоваться....Как вы думаете, цвет индиго уместно ли использовать на наш костюм горожанки?. (нормандия 10-11вв)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





ссылка на сообщение  Отправлено: 05.02.10 21:49. Заголовок: я думаю, что вполне ..


я думаю, что вполне возможно.
Но вы сначала почитайте по поводу развития городов в то время и вам намного легче будет ориентироваться. В 10-11 веке города не были так развиты, как это может показаться.

Вот, почитайте
http://uo.i2r.ru/issues/vb10/vb10_town.htm
http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000032/st021.shtml


Никто не устоит перед нашей дружной компанией, особенно теперь, когда у меня такое доброе сердце и такой острый топор. ©. Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




ссылка на сообщение  Отправлено: 05.02.10 21:58. Заголовок: Вообще нет. Это насы..


Вообще нет. Это насыщенный цвет, он доступен знати, нобилитету. Для горожанки подойдет светло-голубой

Изможденные походом рыцари сидели за круглым столом. В замке нависла тревожная тишина... И тут, чтобы разрядить обстановку, в центр комнаты выскочил маленький королевский шут и весело пошутил… Все долго смеялись, а труп закопали за замком. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 05.02.10 22:04. Заголовок: Спасибо большое за п..


Спасибо большое за помощь))) Жаль только индиго уже взяли
А светло-голубой - это вайда, насколько я понимаю))

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




ссылка на сообщение  Отправлено: 05.02.10 22:05. Заголовок: Да, вайда распростра..


Да, вайда распространенный краситель ))

Изможденные походом рыцари сидели за круглым столом. В замке нависла тревожная тишина... И тут, чтобы разрядить обстановку, в центр комнаты выскочил маленький королевский шут и весело пошутил… Все долго смеялись, а труп закопали за замком. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




ссылка на сообщение  Отправлено: 05.02.10 22:14. Заголовок: alla пишет: Спасибо..


alla пишет:

 цитата:
Спасибо большое за помощь))) Жаль только индиго уже взяли



Ну если делать комплекс одежды жены какого-нибудь шерифа или мелкого барона, то вытянуть можно и индиго...

Изможденные походом рыцари сидели за круглым столом. В замке нависла тревожная тишина... И тут, чтобы разрядить обстановку, в центр комнаты выскочил маленький королевский шут и весело пошутил… Все долго смеялись, а труп закопали за замком. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 05.02.10 22:16. Заголовок: :sm38: для этого в..


для этого вдобавок и свита потребуется, чего, к сожалению, не могу себе позволить
Хотя, если покрасить индиго лен - может выйти голубой цвет, что будет не так сильно бросаться в глаза...
И насколько я поняла, тогда будет вполне уместным использование шелка на плат и отделку блио..

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





ссылка на сообщение  Отправлено: 05.02.10 23:18. Заголовок: Ричард пишет: Это н..


Ричард пишет:

 цитата:
Это насыщенный цвет, он доступен знати, нобилитету.


Но вообще цвет то допустим. Я знаю, что доступен только знати. Поэтому и кинула ссылки для ознакомления с развитием города. Видимо, надо было конкретнее выражаться.

На отделку шёлк использовать можно было. По поводу плата - не уверена. Но опять же к отделке из шёлка должны прилагаться соответствующие аксессуары, предметы быта и т.п.

Никто не устоит перед нашей дружной компанией, особенно теперь, когда у меня такое доброе сердце и такой острый топор. ©. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 06.02.10 00:28. Заголовок: да, согласна - аксес..


да, согласна - аксессуары должны быть соответствующие)))
Спасибо большое за помощь

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





ссылка на сообщение  Отправлено: 26.02.10 14:50. Заголовок: пишет Rusia: 1) Как ..


пишет Rusia:

 цитата:
1) Как ни странно, все рассуждения о послойности костюма основаны на французских, особенно южно-французских источниках второй половины 12 в., в первую очередь - лэ Марии Французской и романах Кретьена де Труа. У меня есть некоторе количество цитат из этих сочинений, только нет их точного дословного перевода. (есть поэтические на русский в некоторых случаях, и прозаическкие на английский). Это сильно обедняет наши знания - возможно, изучение "Песни о Нибелунгах" и других германских произведений снабдило бы нас дополнительной информацией.

В общем, используя французские источники, можно сказать так:
известно, что носилась камиза - "шемиз", chemise, которая описывается как "deliee, blanche et ridee" - "тонкая, белая, складчатая".

Кроме шемиз, упоминается "шенс" - chainse, cheinse. Оно носит эпитет blanc (белая).
Шенс упоминается вместе с шемиз, но никогда не упоминается вместе с блио (тем более нет перечислений вместе шемиз, шенс и блио).
Эпизоды, где упоминается шенс, дама находится дома, во внутренних помещениях, занятая работой либо в спальне. Есть один эпизод, огда девушка "едет ко двору в белом шенс и шемиз", но перед этим вроде бы оговаривается, что другой одежды у нее нет.
Название "шенс", вероятно, родственно слову cheinsil, chesil, "un bel drap de cheisil blanc", которое обозначает льняное полотно - есть упоминание в описании костюма мужчины "chemise et braies de cheinsil" ("шемиз и брэ из полотна").

В тех же описаниях блио - bliaut, blialt, "en deus blians de purpre bis" (два блио, крашенные дважды пурпуром), "bliaut de soie" (шелковое блио) - роскошная одежда, с отделкой, с мехом, короче - репрезентативная (это описания знатных дам).

Наиболее вероятно следует из вышесказанного, что в костюме дамы шенс - полотняное платье. Оно носится дома поверх шемиз, а для появления на людях заменяется на блио.

Естественно, это все применительно к костюму дам, жен и дочерей рыцарей.
Применительно к костюму других социальных слоев картина иная.

2)Отделка - скорее уместна на наиболее роскошных, шелковых блио. Впрочем, как и шнуровка. Исходя же из теории "сползания" костюмов знати к нижестоящим социальным стратам, то она возможна на менее "фешенебельных" блио, но ее довольно трудно обосновать. Причем, "сползание" как таковое явно имело место - существует изображение крестьянки на германской миниатюре ок. 1200 г., одетой в "блио" красноватого оттенка с широкими рукавами, которые для удобства завязаны на спине. Естественно, без отделки и шнуровки...
http://photofile.ru/photo/rusia/1248184/large/25653436.jpg

На горловине, по краям рукавов, в некоторых случаях - на плече (вокруг бецепса, примерно).

3)Было где-то на старом ТФ обсуждение, приведено несколько изображений с подкладкой. Так что - да. Тему пока не могу найти, но постараюсь.

4)На 12 век в Европе уже известна одежда с плечевыми швами, но утверждать однозначно, было ли только то или только это, невозможно :)



http://www.13c.ru/forum/viewtopic.php?t=645

Никто не устоит перед нашей дружной компанией, особенно теперь, когда у меня такое доброе сердце и такой острый топор. ©. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





ссылка на сообщение  Отправлено: 30.06.10 14:16. Заголовок: Добавлю пару слов о ..


Добавлю пару слов о возможном значении различных цветов(всё из скандинавских саг, для общего развития):

"На тебе должен быть плащ с капюшоном, а под ним шерстяная одежда в коричневых полосах. Под этой одеждой должна быть скрыта твоя хорошая одежда."
"На ней было красное платье, а на платье богатые украшения. Сверху на ней была пурпурная накидка, донизу отороченная кружевом."
"Флоси подарил ему алый плащ, отделанный по краям до самого низа золотом." "Сыновья Ньяля смеялись над ним, потому что он был в коричневом плаще с полосами."
"Среди них был человек в пурпурном плаще,... с золотой повязкой на голове."
"Одежда на нем была ярко-красная, расшитая золотом."
"Тут они увидели, что мимо идет человек с секирой в руке, широкополой шляпе, зеленом плаще, босой и в засученных полотняных штанах."
"На нем была только красная шелковая рубаха..."
"Сверху рубашки на нем был красный шелковый плащ, и на нем спереди и сзади желтым шелком был выткан лев."
Сигурд ярл был в коричневом одеянии и в красном плаще с подоткнутыми полами. На ногах у него были меховые сапоги."
"Тьоф сбросил с себя шубу и был под нею темно-синий кафтан и на руке доброе кольцо; стан был обтянут тяжелым серебряным поясом, за которым был большой кошель... на голове он носил большую меховую шапку..."
"А было у Гисли в обычае хорошо одеваться и носить синий плащ..."
"Берк и его люди подходят к человеку в синем плаще, откидывают с его лица капюшон..."

http://www.naslediepredkov.ru/rekon/saga2.html

Ещё есть не однократные упоминания красного плаща, одетого поверх кольчугу. Также часто при описании людей указывается, в крашеной они одежде или нет. Советую посмотреть ссылку.


Никто не устоит перед нашей дружной компанией, особенно теперь, когда у меня такое доброе сердце и такой острый топор. ©. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





ссылка на сообщение  Отправлено: 01.07.10 15:26. Заголовок: Сделала альбом по вы..


Сделала альбом по вышивке на женском блио, шенсе и плате на 11 век. Западная Европа.
http://vkontakte.ru/album10193059_113037428

Никто не устоит перед нашей дружной компанией, особенно теперь, когда у меня такое доброе сердце и такой острый топор. ©. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





ссылка на сообщение  Отправлено: 01.07.10 17:19. Заголовок: http://s06.radikal.r..



German 1050 Crowing of Emperor Heinrich III and Empress Agnes

Обратите внимание - СЕРЬГИ!
http://pics.livejournal.com/jillwheezul/pic/000a5cpr/g64

Никто не устоит перед нашей дружной компанией, особенно теперь, когда у меня такое доброе сердце и такой острый топор. ©. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
moderator




ссылка на сообщение  Отправлено: 01.07.10 20:19. Заголовок: А что серьги? Здесь ..


А что серьги? Здесь Кирон пару лет назад кидал ссылку на итальянские серьги 11 века...

Изможденные походом рыцари сидели за круглым столом. В замке нависла тревожная тишина... И тут, чтобы разрядить обстановку, в центр комнаты выскочил маленький королевский шут и весело пошутил… Все долго смеялись, а труп закопали за замком. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





ссылка на сообщение  Отправлено: 01.07.10 21:14. Заголовок: Итальянские... А это..


Итальянские... А это - Германия. Значительно ближе не только по географическому положению к Нормандии, но и по моде. Я не говорю, что нужно всем закупаться серьгами, просто и в германских и во французских ИЗО впервые встречаю украшения кроме короны и богатой окантовки. Кстати на другом изображении коронации императрица изображена без серьг и в наряде поскромнее.
http://www.liveinternet.ru/photo/ancotir/post19345463/
http://pics.livejournal.com/jillwheezul/pic/000a4fdq

Никто не устоит перед нашей дружной компанией, особенно теперь, когда у меня такое доброе сердце и такой острый топор. ©. Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  10 час. Хитов сегодня: 2
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет