Автор | Сообщение |
|
Отправлено: 24.09.13 11:35. Заголовок: Еще раз о женском костюме
Милые дамы, давайте прояснять некоторые вопросы по женскому костюму. Потому как весной, кажется, была прочитана лекция посвященная этому вопросу. А на маневрах я обнаружила, что прекрасное пополнение клуба пошила себе все тот же типовой комплекс. Я не претендую на истину в последней инстанции, т.к. область моих интересов несколько в другом регионе. Однако, сей час столкнулась с вопросом пошива женского норманского костюма и заново подняла те материалы, что смотрела ранее для лекции. Так что давайте все вместе разбираться в этом вопросе. Мужчинам, если есть что сказать или прояснить, то же буду рада. На мой взгляд, подходить к вопросу реконструкции моделирования комплекса костюма нужно системно, используя археологические, изобразительные и письменные источники. И беря за основу Англию и Францию 11 века, сравнивать с другими Европейскими странами этого периуда, т.к. норманы жили не на каком то богом забытом острове типа Гренландии, а в самом центре Европы (о, как загнула). И так, давайте начнем с простого, что носить? Каждая новая девушка прийдя в клуб, задает этот вопрос и получает ЦУ: Камиза+Шенс+Блио. Все это из зо льна, крой приблизительно одинаковый, только у блио рукава широкие. Девушки шьют, потом ходят все красивые, одинаковые, как на параде. И у костра жалко и за столом не удобно, и жарко на солнышке. Поэтому давайте разбираться из чего мог бы состоять костюм дамы в 11 веке. 1. Камиза "шемиз", chemise, которая описывается как "deliee, blanche et ridee" - "тонкая, белая, складчатая". это нательное белье, рубашка, белого цвета, носившаяся под одеждой. Изготавливались нательные рубашки изо льна (Камиза Людовика Святого ), шерсти (камиза св. Бекета XII в.). Женская Камиза, казалось бы, самый простой предмет одежды, исполняющий роль нижнего белья. Однако определить достоверно ее покрой без археологических источников не представляется возможным. Самая близкая это камиза Томаса Беккета 1170г. http://shot.qip.ru/00ejB0-31a7On10dh/ Есть еще мужские рубахи эпохи викингов с клиновидной вставкой по середине. Т.ч. мы уже имеем два варианта камизы. Если смотреть на изоисточники, то там полностью камизу мы ни где не видим, только часть низа юбки и рукава. Рукава как правило очень узкие и длинные, собираются в многочисленные складки. Подол напротив широкий (если не сказать пышный) и опять же выглядывает из блио множеством складок. 2. Шенс. Кроме шемиз, упоминается "шенс" - chainse, cheinse. Оно носит эпитет blanc (белая). Шенс упоминается вместе с шемиз, но никогда не упоминается вместе с блио (тем более нет перечислений вместе шемиз, шенс и блио). Эпизоды, где упоминается шенс, дама находится дома, во внутренних помещениях, занятая работой либо в спальне. Есть один эпизод, огда девушка "едет ко двору в белом шенс и шемиз", но перед этим вроде бы оговаривается, что другой одежды у нее нет. Из текста «Эрика и Эниды» Кретьена де Труа (XII век), в которых описываются одежда героини: «рыцарь зовет своих жену и дочь-красавицу; они работали в рукодельне, не знаю я, какую работу они выполняли. Дама вышла оттуда вместе с дочерью, которая была одета в белую широкую рубашку из тонкой ткани и со многими складками; поверх рубашки надето было простое белое платье; иной одежды на ней не было. Платье было так сильно изношено, что порвалось на локтях. наряд был убог, но тело, которое он скрывал, было прекрасно). И далее, описание костюма Эниды в строке 1362: Перевод: [Энида едет ко двору] в белом платье и рубашке. И так, из вышесказанного можно сделать вывод, что шенс это домашнее (рабочее платье). Но в нем в крайнем случае (в виду отсутствия другой одежды) можно ходить на людях. 3. Блио В тех же описаниях блио - bliaut, blialt, «en deus blians de purpre bis» (два блио, крашенные дважды пурпуром), «bliaut de soie» (шелковое блио) - роскошная одежда, с отделкой, с мехом, короче - репрезентативная (это описания знатных дам). «В англо_нормандском словаре зафиксирован вариант слова блио(bliaut) с буквой «n» (bliaunt) но не предоставлен контекст с употреблением данного варианта. Мы нашли первое подтверждение слова во французском языке Британии в 12 веке. В англо-нормандском Романе о Горне слово написано как bliaut, отображая старо-францкзское написание и имеющее значения туника, предмет одежды. Вероятно такой же как описано выше, но в данном случае пошитый из дорогого шелкового материала сандалового дерева». The Anglo-Norman language and its contecst. edited by Richard Ingham Вывод: Приемлемы как минимум два варианта костюма. Повседневный (рабочий) это простая без наваротов камиза и шенс И парадно - выгребной (для пафостных дам) это камиза со складочками, кантами на рукавах и красивое, дорогое шелковое блио. При том пафостной даме ни что не запрещает пошить себе еще и шенс и носить его, когда что то делать надо у костра или кухни. Естественно, это все применительно к костюму знатных дам. Думаю, что одеяния изображенные на ткачихах и крестьянках, танцовщицах и т.д. называть блио некорректно. Скажем так, это была верхняя туника, несколько отличавшаяся по покрою, ткани и отделке. Спорим, обсуждаем.
| |
|
Ответов - 12
[только новые]
|
|
|
| модератор
|
|
|
Отправлено: 24.09.13 11:40. Заголовок: http://f3.s.qip.ru/f..
[URL=http://shot.qip.ru/00ejB9-3f35S6Wod/] [/URL]
| |
|
|
| модератор
|
|
|
Отправлено: 24.09.13 11:41. Заголовок: http://f4.s.qip.ru/f..
[URL=http://shot.qip.ru/00ejB9-4f35S6Wof/] [/URL]
| |
|
|
Отправлено: 25.09.13 04:57. Заголовок: Могла ли быть камиза..
Могла ли быть камиза не только белой? В холодное время года, могла ли женщина одеть на улицу камизу-шенс (шерстяную) и сверху ещё и блио (тоже шерстяное)? Вот, что меня всегда интересовало.
| |
|
|
Отправлено: 26.09.13 08:09. Заголовок: В письменных источни..
В письменных источниках камиза всегда упоминается как белая. На изо кое где можно увидеть другие цвета. Т,ч. в принципе версию сделать можно. Шерстяную тонкую, думаю то же можно сделать. Например камиза св. Бекета XII в. была шерстяная. По поводу блио. Мое глубокое убеждение, что блио это все же дорогое шелковое платье. Но оно идет на подкладе. Думаю как вариант можно использовать шелко-шерсть. Или шить не блио, а тунику шерстяную. Можно так же утеплится плащем.
| |
|
|
| moderator
|
|
|
Отправлено: 01.10.13 21:39. Заголовок: Ань, камиза Томаса Б..
Ань, камиза Томаса Бекета как раз на фото, что Хью подвесил.
| |
|
|
Отправлено: 04.10.13 16:46. Заголовок: Да, я Лешу как раз п..
Да, я Лешу как раз просила ее выложить. Она наиболее близка к нашему периоду к тому же это именно камиза, а не скандинавская рубашка. И хочу обратить внимание, что с переди клина у нее нет, за то боковые вставки широкие и собраны в складочки, что вполне подтверждается письменными источниками "deliee, blanche et ridee" - "тонкая, белая, складчатая"
| |
|
|
Отправлено: 07.10.13 05:46. Заголовок: Интересно. А есть чт..
Интересно. А есть что-нибудь про подкладку на блио? На 11 век.
| |
|
|
| модератор
|
|
|
Отправлено: 07.10.13 09:51. Заголовок: Леш вот миниатюра, у..
Леш вот миниатюра, у всех троих сто процентов подкладка на блио France late 11th century Scene from the life of Saint Audomarus http://vk.com/photo-2093471_160746119 гы и шоссики с рисунком :)
| |
|
|
Отправлено: 07.10.13 17:18. Заголовок: С подкладом все инте..
С подкладом все интересно. Мое сугубо личное мнение, что на шелковых блио подклад был. Тем более, что на некоторых изо источниках, там где особо широкие рукава на блио, можно увидеть, что внутри рукава другой цвет (как правило белый). Теперь вопрос, что шло на подклад. Самая распространенная версия о льняной подкладке. Есть у меня данные на подбивку мехом, но это уже конец 12в. Вот, к примеру, цитаты из Кретьен де Труа, "Эрек и Энида".1170 г 1574 Li vost doner robe d'ermine - "платье с обшивкою из горностая" 1595 Et le bl?aut qui jusqu'as manches 1596 Fu forrez d'erminetes blanches. - "Шёлковое платье на горностаевой подкладке" (Цитаты и перевод взяты с ТФ "Блио: об украшении рукавов и о длине")
| |
|
|
| moderator
|
|
|
Отправлено: 09.10.13 14:17. Заголовок: хьювальд пишет: у в..
хьювальд пишет: цитата: | у всех троих сто процентов подкладка на блио |
| Ну про 100 % ты, скажем, завернул))
| |
|
|
Отправлено: 14.10.13 05:21. Заголовок: Аня пишет: С подкла..
Аня пишет: цитата: | С подкладом все интересно. Мое сугубо личное мнение, что на шелковых блио подклад был. Тем более, что на некоторых изо источниках, там где особо широкие рукава на блио, можно увидеть, что внутри рукава другой цвет (как правило белый). Теперь вопрос, что шло на подклад. Самая распространенная версия о льняной подкладке. Есть у меня данные на подбивку мехом, но это уже конец 12в. Вот, к примеру, цитаты из Кретьен де Труа, "Эрек и Энида".1170 г 1574 Li vost doner robe d'ermine - "платье с обшивкою из горностая" 1595 Et le bl?aut qui jusqu'as manches 1596 Fu forrez d'erminetes blanches. - "Шёлковое платье на горностаевой подкладке" (Цитаты и перевод взяты с ТФ "Блио: об украшении рукавов и о длине") |
| Спасибо! Жаль конечно, что нет письменного описания подкладки
| |
|
|
|
Отправлено: 04.12.13 12:56. Заголовок: Вот моя попытка дела..
Вот моя попытка делания камизы http://www.liveinternet.ru/users/macosh/post300715475/
| |
|
|
|